Дизайн Системность в дизайне. Часть 1

Если рассмотреть понятие системы, то можно увидеть, что на самом деле любой дизайн безотносительно к направлению (интерактивный, графический, индустриальный дизайн...) является системой.

Итак, система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Давайте теперь попробуем разобрать определение на части и соотнести с составляющими дизайна:

1) множество элементов = изображения, текстовые блоки, кнопки, инпуты и т.д .

2) отношения и связи = взаиморасположение, отступы, динамичность поведения элементов относительно друг друга и т.д.

3) целостность, единство = работающий продукт или его часть (мобильное приложение, сайт, форма на сайте, плакат и т.д.).

Получается, что любой дизайн можно рассматривать как систему. И для нас это очень хорошо, потому что системный подход уже содержит в себе большое количество свойств, характеристик, принципов и правил, которые довольно четко показывают насколько система (дизайн) являются эффективными.

И сегодня предлагаю начать с самой базы – понять, из чего состоит любая система, а получается, что и любой дизайн.

ЭЛЕМЕНТ

Элемент – предел членения системы с точки зрения решения конкретной задачи. То есть это самая мелкая часть, которую имеет смысл рассматривать на данном уровне.

Важно понимать, что при рассмотрении систем можно передвигаться по уровням абстракции вверх и вниз. Например, если мы говорим о сайте целиком, но на верхнем уровне имеет смысл в качестве элемента рассматривать страницы – этим мы занимаемся, когда разрабатываем структуру сайта. На данном этапе мы обычно не вдаемся в детальное описание того, какие отступы будут у текста кнопки до ее краев, потому что нам нужна общая картина по структуре. Спустившись на уровень ниже, в качестве элемента системы уже можно рассматривать текстовые блоки, поля формы, кнопки.

Спустившись еще ниже, каждую кнопку на странице можно разложить на такие элементы как форма подложки, цвет, текстовая надпись в кнопке и ее стиль, тень под кнопкой и так далее.

КОМПОНЕНТ

Компонент – относительно независимая часть системы, обладающая свойствами системы, и в частности, имеющая подцель.
То есть компонент по сути это группа элементов, которую можно рассматривать как самостотяльную подсистему.
Например меню на сайте может являться компонентом. Меню выполняет четкую функцию и имеет конкретную цель. При этом оно состоит из более мелких элементов, которые внутри компонента обладают своими связями.

СВЯЗЬ И ОТНОШЕНИЕ

Связь – ограничение степени свободы элементов, при котором сама система приобретает новые свойства.

Рассмотрим в качестве примера небольшую форму обратной связи на сайте, состоящую из одного поля для ввода сообщения и кнопки «отправить». Понятно, что эти элементы формы находятся во взаимосвязи друг с другом. Если мы разнесем 2 этих элемента на разные экраны или страницы, то система отправки обратной связи снизит свою эффективность или станет полностью неработоспособной.

Каждый из элементов в отдельности обладает свободой быть расположенным где угодно, но мы умышленно ограничиваем эту свободу, при этом объединяя их в систему, которая приобретает новые функции.

СТРУКТУРА

Структура – наиболее существенные компоненты и связи системы. Многие системы являются динамическими (об этом мы поговорим позже), то есть часть из компонентов может изменяться, добавляться или удаляться. Но структура системы в виде ее постоянных компонентов обеспечивает жизнеспособность системы.

ЦЕЛЬ

Цель – идеальный конечный результат. Любая, даже такая мелкая система, как кнопка, имеет вполне ясную цель, ради которой система существует.

Сегодня было много философских категорий, и может быть сходу непросто въехать в это, но мы будем с этим разбираться постепенно.

Подписаться на обновления

Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!